Proto Grotesk
Илья Рудерман: Proto Grotesk — довольно необычный шрифт. Как объясняют его авторы из Production Type, гротески за последние сто лет стали утилитарными и нейтральными, окончательно утратив почти все яркие особенности, которые придавали им индивидуальность. Их намеренно вычищали, чтобы они становились мультизадачными.
![](https://dtyk44669fja1.cloudfront.net/store/uploads/ckeditorimage/789/image/main-6cdc0ab64ec57cab8d68b50e2d0a722a.jpg)
![](https://dtyk44669fja1.cloudfront.net/store/uploads/ckeditorimage/790/image/main-9d9681dacd53ccbac2b6ce30b76c41c2.jpg)
Авторы Proto Grotesk решили пойти обратным путём и раскопать в гротеске всё самое яркое: все шероховатости, необычности, спорные решения. Поэтому здесь встречается много необычных приёмов: например, приквадраченные выносные элементы могут соседствовать с очень мягкими соединениями в соседних знаках.
![](https://dtyk44669fja1.cloudfront.net/store/uploads/ckeditorimage/791/image/main-5a70ccf94137c9f4cbb97e4305c2891a.jpg)
![](https://dtyk44669fja1.cloudfront.net/store/uploads/ckeditorimage/792/image/main-4e746753cdb2b077cb23b91586bbf998.jpg)
Мы с Юрой столкнулись с тем, что с прописными всё шло более или менее логично, а вот для строчных долго искали правильный контраст, потому что там используется разная логика. Это особенно хорошо видно в полужирном начертании, где есть контраст прямых знаков, есть контраст круглых знаков (которые могут иметь в серединке совсем тонюсенькую линию), а есть какие-нибудь знаки с диагоналями, в которых контраста не будет вообще никакого. Или буква s, например: тоже никакого контраста. А рядом с ней e, в которой, напротив, много контрастов. Мы поняли, что мы без авторов латиницы не можем с этим разобраться, и говорили им: «Смотрите, вот тут мы построили кириллицу, следуя одной логике, а здесь по другой. Помогите нам выбрать, потому что вы же лучше чувствуете эту протогротескность».
А вообще шрифт этот популярен, получил кучу премий. Его используют самые разные проекты — например, «Важные истории» и V–A–C Press.
![](https://dtyk44669fja1.cloudfront.net/store/uploads/ckeditorimage/793/image/main-128bf578c9a630d88517a8f6f6ee1ef1.jpg)
![](https://dtyk44669fja1.cloudfront.net/store/uploads/ckeditorimage/794/image/main-ef473cdd3612efdbd2a0a8ece31e2878.jpg)
Юрий Остроменцкий: Могу добавить, что Proto Grotesk в чём-то пересекается с другой нашей работой, нашим собственным шрифтом Kazimir. Мы в «Казимире» хотели добиться примерно того же, что и Production Type в Proto Grotesk. Если они искали элементы, которые встречались в самых ранних гротесках, а потом со временем исчезли, то мы в «Казимире» пытались найти элементы русской типографики дореволюционного периода — разные особенности, которые сейчас выглядят немножко странно, немножко диковато, — и перевести их на сегодняшний язык. Может быть, даже немножко гипертрофированно.
![](https://dtyk44669fja1.cloudfront.net/store/uploads/ckeditorimage/795/image/main-77b6b89a4584e08b7d88d1c084fe71c2.jpg)
![](https://dtyk44669fja1.cloudfront.net/store/uploads/ckeditorimage/796/image/main-2434a38a49a1fd5b1ba9eafaef196d1d.jpg)
![](https://dtyk44669fja1.cloudfront.net/store/uploads/ckeditorimage/797/image/main-12c1f15b1dd5304f543e2aa3a1ebf4ba.jpg)