Kazimir и Kazimir Text

Тиражные шрифты2016 год

Юрий Остроменцкий: Идея шрифта Kazimir впервые пришла мне в голову, когда на меня упала дореволюционная книга Петра Николаевича Полевого «История русской словесности с древнейших времён до наших дней» издательства А. Ф. Маркса из семейной библиотеки моей жены Даши. Мы начали разглядывать эту книгу и сразу же увидели, что перед нами яркий пример типографики конца XIX — начала XX века. В то время русские шрифты изобиловали разными странными деталями — возможно, из-за того, что были переложены с европейских. Например, буква у очень напоминала прописной игрек, у ф были «ласточкины крылья», ширина знаков всё время менялась: та же ф или, скажем, ш и щ, где много элементов, почему-то были очень узкие, а простая по сравнению с ними о — наоборот, широкая.

Вскоре нам стало ясно, что, хотя мы всё это видели миллион раз, почему-то прямо сейчас найти такие шрифты невозможно. Их просто нет. И мы за это уцепились. Нам показалось, что этому шрифту можно дать не то чтобы второе дыхание, а просто высказаться на эту тему ещё раз, тем более что современные технологии позволяют с гораздо большей точностью подойти к этим крошечным странным и даже смешным элементам. И мы взяли его в работу. 

Так появился Kazimir. Конечно, чтобы у пользователей не становились волосы дыбом, мы не стали использовать все эти странные детали в основной части шрифта, а воспользовались возможностью формата OpenType, который позволил нам сделать несколько вариантов знаков — например, несколько вариантов буквы А или несколько вариантов буквы Ж. И получилось два стилистических сета: если тебе важно просто воспользоваться шрифтом как инструментом, ты выбираешь тот, что по умолчанию, а если хочешь странностей — то второй, иррегулярный, или просто заимствуешь оттуда элементы. От шрифта из книги Полевого мы взяли главные отношения — контрастность, тон набора, ритм, интонацию. 

Илья Рудерман: Появление Kazimir совпало с появлением студии CSTM Fonts, поэтому он стал нашим первым шрифтом, созданным специально на продажу. Когда мы думали о том, каким должен быть наш первый проект, мы посмотрели на рынок и увидели, что там довольно много пробелов в кириллической палитре. И эта ниша показалась нам самой интересной и актуальной.

Мы начали с семейства, которое сейчас называется просто Kazimir, ориентированного исключительно на крупный и средний размер, то есть акциденцию. Мы выпустили шрифт на площадке MyFonts, и он сразу же привлёк внимание дизайнерского сообщества. Мы увидели много положительных реакций, его начали покупать и использовать. Одним из наших первых важных покупателей стали Bookmate и его арт-директор Максим Балабин. Он намекнул нам, что было бы хорошо, если бы у Kazimir появилось соответствующее ему семейство для набора текста. 

И мы, едва закончив Kazimir дисплейный, практически сразу сели за Kazimir текстовый, для которого мы немного понизили контраст и немного успокоили внутреннюю динамику, подчинив её горизонтальному движению, более подходящему для длительного чтения. И этот вариант — он появился через год — приглянулся ещё большему количеству изданий. Например, РБК использует его практически с первых дней после релиза, и вообще он много где применяется в качестве наборного шрифта для интернета. У Bookmate он вообще стал шрифтом по умолчанию — то есть если ты специально не сменишь шрифт на какой-то другой, то будешь читать Kazimir Text

Юрий Остроменцкий: Мне кажется, этот успех связан с точным попаданием в запрос. Дело в том, что Kazimir — не стилизация, а скорее перевод эстетики рубежа XIX–XX веков на язык монитора, на язык современных технологий. Я думаю, если бы автор шрифта из книги Полевого придумывал подобный шрифт в 2016 году, он бы, скорее всего, так его и рисовал — просто, чётко, но с большим количеством подробностей. В 1880-х годах ему приходилось учитывать технологические особенности металлического набора, добавлять компенсации, чтобы металл, краска и бумага вели себя правильно. А для Kazimir этих технических ограничений не существует. Вот и получается, что в конечном счёте это просто очень современный шрифт для современной типографики.

Следующий проект
Pilar
Тиражные шрифты