Big City Sans
Илья Рудерман: В 2009 году ко мне обратился молодой талантливый арт-директор журнала «Большой город» Юрий Остроменцкий с предложением нарисовать для этого журнала шрифт. В наборе Юра использовал кастомную антикву BigCity Александра Тарбеева, и для гармонии ему не хватало гротеска, которым можно было бы набирать заголовки, подписи, иллюстрировать инфографику и так далее. Антиква была гуманистической, с признаками пера, и это стало для меня отправной точкой. Требовалось довольно много разных начертаний, потому что Юре хотелось разных пропорций.
![](https://dtyk44669fja1.cloudfront.net/store/uploads/ckeditorimage/1281/image/main-4e17dd0913db24fe39a517e2e2fae7e8.jpg)
![](https://dtyk44669fja1.cloudfront.net/store/uploads/ckeditorimage/1278/image/main-e6ab1e472e0565bff5522124984b2890.jpg)
Юрий Остроменцкий: Там было две линейки шрифтов — обыкновенные и зауженные. Зауженные шрифты шли в мелкий кегль и туда, где нужно было написать много справочного текста. А шрифты нормальных пропорций от супертонкого до супержирного, прямые и курсивные, использовались и в суперакциденции, и в акциденции, и в небольших текстах.
![](https://dtyk44669fja1.cloudfront.net/store/uploads/ckeditorimage/1283/image/main-17b3487bde9624559646407fa309c3be.jpg)
![](https://dtyk44669fja1.cloudfront.net/store/uploads/ckeditorimage/1286/image/main-c72f287df755eb05ed53eafe703087a2.jpg)
![](https://dtyk44669fja1.cloudfront.net/store/uploads/ckeditorimage/1287/image/main-8f41db95608d3c45bfd0746915a8aa5f.jpg)
Илья Рудерман: В процессе работы у меня появилась идея, что в этом шрифте надо попробовать сделать кириллические лигатуры, которые до сих пор мне в природе не встречались. Хотя исторически у нас всегда были способы объединения форм в сложносочинённые знаки — скажем, так возникли буквы Ю или Ы, — но мне хотелось пойти дальше: подойти к кириллице, так сказать, с латинской оптикой, сделать лигатуры для самых частотных пар знаков и посмотреть, что из этого получится. Например, в сочетании букв С и Л лапка одного знака может естественно перетечь в начало написания другого и таким образом родить некую новую загогулинку.
![](https://dtyk44669fja1.cloudfront.net/store/uploads/ckeditorimage/1289/image/main-696d8b421dc5ff0284e4fb009e152656.jpg)
![](https://dtyk44669fja1.cloudfront.net/store/uploads/ckeditorimage/1292/image/main-a2967193005e759817ca66aced0bc30d.jpg)
![](https://dtyk44669fja1.cloudfront.net/store/uploads/ckeditorimage/1293/image/main-b702ff85bf7307300cd90a8f923c454e.jpg)
Кажется, я нарисовал для этого шрифта пару сотен лигатур, что для кириллического проекта было довольно необычно. И почему-то ещё сделал какое-то количество трафаретных начертаний, но Юра ими не пользовался.
Юрий Остроменцкий: Я их не заказывал.
Илья Рудерман: Он их не заказывал. А зря, потому что годы спустя трафаретные шрифты стали очень модными. Вообще журнал «Большой город» был довольно смелым с точки зрения графического языка того времени, он мог позволить себе гораздо больше, чем другие издания на рынке, потому что он был бесплатным, его обложка не должна была продавать. И шрифт для него тоже хотелось сделать смелым, отсюда и эксперименты: эксперимент с лигатурами, эксперимент с трафаретом, эксперимент с самой графикой. Какие-то вещи получились, какие-то нет. Но в 2016 году мы к этому шрифту снова вернулись.
![](https://dtyk44669fja1.cloudfront.net/store/uploads/ckeditorimage/1296/image/main-d8d9b1b6e9b345a332149831f382da68.jpg)