5ka Sans
Илья Рудерман: В 2018 году к нам пришла сеть продуктовых магазинов «Пятёрочка». Перед арт-директором Алиной Смолиной стоял целый комплекс коммуникационных задач. Во-первых, сети требовался шрифт для серьёзных вещей — условно говоря, новостей компании. Во-вторых, для программы лояльности — акции, баллы за покупки, скидки, — где надо было разговаривать с покупателем менее формально. В-третьих, для детского клуба и других дополнительных форматов. И было ясно, что здесь нужны немного разные голоса.
![](https://dtyk44669fja1.cloudfront.net/store/uploads/ckeditorimage/707/image/main-b57cf989845d69e18ca908d9dfb8dceb.jpg)
![](https://dtyk44669fja1.cloudfront.net/store/uploads/ckeditorimage/708/image/main-955d5c2c4d39fd706bb01fb24617d9f3.png)
Юрий Остроменцкий: Плюс внутренние коммуникации. «Пятёрочка» — гигантская компания с магазинами по всей стране. У них есть каталоги, сайты, подбренды, даже какие-то свои футбольные клубы. Существенную часть всего, что происходит в «Пятёрочке», мы никогда не видим.
![](https://dtyk44669fja1.cloudfront.net/store/uploads/ckeditorimage/709/image/main-544429b3ab4ac7ab9f80959250da2a0a.jpg)
![](https://dtyk44669fja1.cloudfront.net/store/uploads/ckeditorimage/710/image/main-31b876b9f906819cff38ccd7885de5be.jpg)
Илья Рудерман: Основным шрифтом на службе у «Пятёрочки» была Футура, поэтому нас попросили сделать обновлённую, более современную и более типографически развитую Футуру. Дело в том, что в геометрических гротесках сошлось всё то, что массмаркет воспринимает как доброжелательность, как клиентоориентированность. Они кругленькие, простые, популярные. Пожалуй, можно сказать, что живём в эпоху геометрических гротесков. Так что наш графический поиск был довольно точно очерчен.
И мы начали уговаривать заказчика ввести в палитру Футуры дополнительные интонации, какие-то новые оттенки окологеометрических конструкций. Начертание, похожее на рукописный почерк, начертание, похожее на трафарет. Всё, что можно придумать, сохранив ощущение геометричности и простоты, но изменяя дизайны, придумывая буквам немного иное звучание. В результате получилось небольшое семейство из нескольких дополнительных стилистических наборов, которые, например, в один момент позволяют бренду разговаривать чуть более дружелюбно, а в другой — переходить на технический язык трафарета.
![](https://dtyk44669fja1.cloudfront.net/store/uploads/ckeditorimage/711/image/main-15f9ac20cb5fd028ba87172ad3b32551.jpg)
![](https://dtyk44669fja1.cloudfront.net/store/uploads/ckeditorimage/712/image/main-c9bdc9aff0d654ea662b90efff1cdca1.jpg)
Юрий Остроменцкий: Трафаретные шрифты предполагалось использовать на складах: огромные цифры, огромные буквы.
Илья Рудерман: Мы видим это семейство как большую систему и не воспринимаем начертания как отдельные сущности. И это очень богатая дизайн-система, предоставляющая дизайнерам широкий набор приёмов для достижения самых разных целей, от оформления торгового зала до пресс-релизов, от крупной навигации до детской игровой комнаты.
![](https://dtyk44669fja1.cloudfront.net/store/uploads/ckeditorimage/713/image/main-d197aa0a001a21974ee3d4f26df271c2.jpg)
![](https://dtyk44669fja1.cloudfront.net/store/uploads/ckeditorimage/714/image/main-bd90229706253384ab5df9dba2958ce0.jpg)